Описание педагогического опыта

Системно -деятельностный подход в обучениии биологии, внеучебной работе и воспитательной деятельности.

Когда людей станут учить не тому,

что они должны думать,

а тому, как они должны думать,

то тогда исчезнут всякие недоразумения.

Г. Лихтенберг.

1.Актуальность педагогического опыта

При реализации федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего и основного общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

В Концепции модернизации российского образования способность учащихся к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности названа одним из важнейших результатов и показателей нового качества образования, отражающих современные международные тенденции в области общего образования. Этот показатель и ещё такие, как функциональная грамотность, владение социальными и когнитивными компетенциями, способность к широким обобщениям и умение решать практические задачи на основе интуиции и здравого смысла, входят в состав критериев международных сравнительных исследований уровня подготовки учащихся (TIMSS, CIVIC). В исследованиях принимают участие и российские школьники, к сожалению, показывающие по указанному критерию далеко не лучшие результаты. Одновременно с этим, современные ученики оказываются перегружены потоком информации. Многие из них не в состоянии справиться с объемом изучаемой в рамках школьной программы информации, нарушается психическое, психологическое, соматическое здоровье детей.

Названные обстоятельства делают весьма актуальной проблему поиска эффективных и доступных для практики педагогических технологий, позволяющих обеспечить новое качество образования, преодолеть отставание от уровня мировых стандартов, реализовать принцип личностно-ориентированной направленности образования, создать условия для сохранения здоровья учащихся.

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения, нацеленная на развитие личности. Он определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа). При этом ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности . Системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского модернизиующегося образования. Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки. При этом такие популярные в последние годы в образовании подходы, как компетентностный, личностно-ориентированный и др., не только не противоречат, но отчасти и «поглощаются», сочетаются с системно-деятельностный подходом к проектированию, организации и оценке результатов образования.

Реализация принципов деятельностного подхода возможна при создании целостной взаимосвязанной деятельностной среды, в формировании которой на субъектных основах принимают участие все компоненты образовательной системы — ученики, учителя, родители. Однако, проблема формирования такой среды в отдельных предметных областях недостаточно разработана. Таким образом, источником изменений для педагогического опыта является противоречие между современными требованиями общества к результатам образования и воспитания личности, выражающиеся в необходимости формирования способности учащихся к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности и недостаточной разработанностью механизмов использования принципов деятельностного подхода при обучении биологии, во внеурочной и воспитательной работе . Актуальность изменений продиктована потребностью государства, общества, семьи в реализации принципов деятельностного подхода в различных направлениях деятельности учителя. Формирование данного инновационного педагогического опыта осуществляется в рамках реализации Программы МАОУ лицей № 82 на 2011-2015, которая определяет следующую цель — развитие обогащенной образовательной среды, способствующей раскрытию потенциальных способностей каждого учащегося, как средства повышения качества лицейского образования, поддержки и развития одаренных детей.

В условиях профильного образования в лицее отмечаются высокая мотивация детей и родителей к обучению. Работая в лицее, где профильными являются предметы физико-математического и экономического цикла, я вижу основным направлением своей деятельности приобщение учеников к общебиологическим идеям, использование потенциала своего предмета для развития интереса к познанию, творчеству.

2. Описание педагогического опыта

Ведущая педагогическая идея моей деятельности — используя принципы системно — деятельностного подхода, создавать условия для формирования деятельностной среды, способной помочь ученику не только усвоить знания, но и научиться принимать решения, самостоятельно мыслить , обрести уверенность в своих силах и сохранить здоровье.

Задачи, реализация которых позволит приблизиться к цели, — опираясь на психологические особенности учащихся, последовательно формировать у них системное мышление и познавательный интерес в процессе освоения совместно созданной деятельностной среды; воспитание у ученика активной субъектной позиции по отношению к открываемым знаниям и умениям; расширение поля взаимодействия урочных и внеурочных занятий для формирования целостной картины мира и расширения компетенций участников образовательного процесса.

Основными направлениями работы по достижению поставленных целей и задач являются:

  • организация проектной деятельности на уроках биологии и во внеклассных мероприятиях

  • использование потенциала внеурочных занятий для формирование положительной внутренней мотивации учащихся к расширению биологических знаний

  • использование здоровьесберегающих развивающих технологий как основы работы на уроке учителя и учеников

  • использование принципов системно-деятельностного подхода при формировании воспитательной системы классного коллектива

Структурная организация — система проектов, программ кружков, воспитательная система класса.

Методологическую основу опыта составляет диалектика , как основа системных исследований; философские аспекты деятельности (Э.В.Ильенков, М.С.Каган, П.В.Копнин, В.А.Лекторский, Э.Г.Юдин и др.) Теоретическую основу опыта составили: всеобщая схема деятельности Геккеля, работы Д. Дьюи , Э.Колли, А.Комбса, А.Маслоу ; работы классиков отечественной науки по системному подходу ( Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломовстрогов), психологические исследования (А.Г.Асмолов, М.Я.Басов, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Рубцов и др.). Дидактической основой опыта являются культурно-историческая теория Л.С.Выготского, работы А.Н.Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.Г.Асмолова ; модель системной образовательной деятельности, созданная А.В.Хуторским

I Организация проектной деятельности на уроках биологии и во внеклассных мероприятиях

Под методом проектов понимается система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Таким образом, актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности. И это является наиболее ценным для формирования деятельностной среды.

В рамках реализации этого направления организована деятельность учеников 5 — 9 классов по реализации практико — ориентированных, исследовательских, информационных, творческих и ролевых проектов:

Создана система мини — проектов со сроком реализации 1 — 2 урока (исследовательские, информационые, творческие). Для таких мини — проектов группами учеников выбирается тема, обсуждается объект и предмет исследования, формулируются цели и задачи . Затем на основном этапе проходит анализ способов работы, поиск источников необходимой информации, обработка данных, реализация целей. Заключительным этапом становиться выступление, презентация или участие в конкурсе, выводы и рецензирование ( оценка работы товарищами)

В 5 классе (предмет естествознание) такими проектами стали работы «Защитим планету» , «Путеводитель по материкам».В 6 классе реализованы проекты «Экспертное заключение для начальника ЖЭКа»; интерактивные игры по темам «Строение живого организма», «Функционирование живого организма» , подготовленные самими учениками. В 7 классе исследовательско — творческий проект «Лишайники» позволяет ученикам в составе творческих групп создать макет симбиотического организма и представить модели его питания и размножения. Проекты «Многообразие насекомых», «Многообразие рыб», «Многообразие птиц» , «Многообразие зверей» позволяют детям реализовать творческий потенциал и расширить кругозор. В 8 классе реализован проект «Книга о человеке» — создание и представление каждой группой страницы в общеклассной книге по материалам темы «Происхождение человека». В ходе реализации учебного проекта «Самый лучший витамин» ученики восьмых классов создают рекламные ролики, плакаты и представляют презентации своих работ в классе. Театрализованный проект «На приеме эндокринолога» позволяет в игровой форме обсудить проблемы сохранения здоровья, способствует формированию внутренней мотивации к сохранению здоровья.

Долгосрочные проекты предполагают сочетание урочных и внеурочных занятий, рассчитаны на реализацию масштабных задач и предполагают интеграцию с другими предметами и областями знаний.Примером значимости реализации таких проектов стало создание в рекреации лицея уголка зимнего сада на основе социально — исследовательского проекта «Альпийские горки» ( группы учащихся исследовали историю появления альпийских горок как элемента ландшафного дизайна, проводили социологические опросы о востребованности этого элемента в стенах лицея, на основе встреч с дизайнерами создали дизайн-проекты, собрали материалы о растениях, используемых в озеленении и способах ухода за ними, провели образовательно-информационную компанию среди лицеистов. Вся информация была передана администрации лицея и была использована в создании элементов дизайна лицея). Элементы проектной деятельности используются и при организации экскурсий (для седьмых классов организованы экскурсии в зоопарк Лимпопо; на выставку рыб, членистоногих и рептилий) — по итогам экскурсий дети создают творческие отчеты в виде эссе, сочинений, отзывов и мультимедийных презентаций.

Для того, чтобы все ученики почуствовали себя субъектами учебного процесса, на уроках биологии в системе используются:

  • постановка совместных целей обучения, темы, урока

  • участие в составлении общего ответа по заявленной теме (каждый ученик — одно предложение по составленному вместе плану) — оценивается работа класса и вклад каждого

  • работа в группах, изучение части материала, — презентация результата для всех ( исследовательские проекты)

  • участие в разработке части урока группы учеников (заранее подготовленное)

Использование реализованной системы мультимедийного сопровождения образовательного процесса (система презентаций учителя к урокам биологии 5-11 класса) и регулярное участие обучающихся в создании мультимедийных проектов расширяет вариативность презентации учащимися продуктов своей интеллектуальной и творческой деятельности и повышает мотивацию к изучению биологии. Реализация проектов позволяет осуществить межпредметную интеграцию (экономика, социология, экология, информатика, история и искусство), развивающую общеучебные компетенции.

II Использование потенциала внеурочных занятий для формирование положительной внутренней мотивации учащихся к расширению биологических знаний

Создание единой деятельностной среды невозможно без согласования принципов учебной и внеучебной деятельности, их взаимопроникновения и взаимодополнения, что достигается путем разработки направлений деятельности внеклассной работы, позволяющей реализовать не только предметные, но и личностные интересы учащихся.

Важной составляющей деятельностной среды обучения биологии является работа экологического кружка. Программа экологического кружка в летнем детском оздоровительном лагере «Радуга» при лицее ориентированна на учеников 1-6 классов.Занятие в кружке позволяет школьникам расширить свои знания о мире живой природы. Курс включает практические занятия по экологии, ботанике, зоологии. В рамках работы кружка организовано посещение парковых зон, изучение наглядного материала, представленного в школьном кабинете биологии.

Цель программы:

Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

Основные задачи программы:

Образовательные

  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.

  • Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.

Развивающие

  • Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.

  • Развитие навыков общение и коммуникации.

  • Развитие творческих способностей ребенка.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.

  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

По опросам воспитанников летнего лагеря, экологический кружок находится в числе наиболее популярных видов организованной летней деятельности детей.

Участие лицеистов 4-7 классов в летней экспедиции на базе «Сережа» Арзамаского района Нижегородской области под руководством С.Б.Шустова в июне 2013 года заложило основы для реализации полевых исследовательских проектов экологической и биологической направленности. Походы и исследование природы Пустынского заказника позволяет реализовать комплексные задачи:

  • формирование экологической культуры

  • развитие коллективного сотрудничества

  • формирование научного мировоззрения учащихся

и создает условия для продолжения биологического образования за рамками школьной деятельности, формирования общечеловеческих ценностей; развивает исследовательский потенциал участников экспедиции.

III Использование здоровьесберегающих развивающих технологий как основы работы на уроке учителя и учеников

При реализации любых задач образования важнейшим остается сохранение здоровья субъектов образования — детей и учителей, поэтому очень важно в основу работы поставить использование здоровьесберегающих технологий. Деятельностный подход имеет мощный здоровьесберегающий потенциал, так как технологии, используемые при реализации данного подхода , дают возможность организовать учебный процесс более гармонично как со стороны учителя, так и со стороны учеников, создают условия для формирования внутренней мотивации к развитию, обучению, самосовершенствованию всех участников образовательного процесса, повышают уровень обучаемости и обученности. При создании деятельностной среды в обучении биологии эффективными оказались следующие технологии, с помощью которых возможно прогнозировать и изменять многие личностные показатели развития ученика:

Обучение в сотрудничестве — развитие коммуникативных ОУУН : монологическая речь, активное слушание, диалог, работа в группе

Игровые технологии — развитие внимания (произвольного, непроизвольного), памяти в игровой форме; снятие напряжения

Технология «Чтение и письмо через развитие критического мышления» : развитие мыслительных ОУУН (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка)

Проблемное обучение —развитие мыслительных ОУУН, коммуникативных ОУУН, организационных ОУУН, информационных ОУУН в актуальной для ребёнка деятельности, с присвоением открытых ценностей

Результат использования данных технологий в обучении — сохранение всех аспектов здоровья:

  • сохранение физического здоровья: формирование двигательной активности, улучшение умственных действий; улучшения процессов дыхания и снабжения головного мозга кислородом.

  • сохранение психологического здоровья: расширение кругозора, познавательной деятельности; развитие мотивации учебной деятельности; воспитание самостоятельности, воли, развитие внимания, памяти, речи, мышления, фантазии, творческих способностей, стрессового контроля, саморегуляции; а также обучение общению, снятию агрессии и эмоционального напряжения;

  • сохранение социального здоровья: воспитание сотрудничества, общительности, коммуникативности, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения, приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды.

  • сохранение духовного здоровья, обеспечивающее целостность личности

В процессе знакомства с классами предлагается диагностика типов мышления (левополушарное, правополушарное) ; ведущих типов интеллекта (логико-математический, вербальный, музыкальный, визуально-пространственный, телесно-кинестетический, межличностный и внутриличностный), социальных ролей (лидер, исполнитель…). Анализ состава классного коллектива по перечисленным критериям является основой для формирования стратегии обучения на различных этапах (применение определенных технологий, методов, заданий), формирования групп при организации проектной деятельности.

Игровые технологии пробуждают интерес и мотивацию к изучаемым предметам, и как, следствие, приводят к познавательной самостоятельности. Данные технологии создают предпосылки для развития личности учащегося, адаптированной к социальным и психологическим условиям жизни.

При обучении биологии в шестом классе (программа Сонина «Живой организм») на основе методических разработок О.М. Леонтьевой «Биология. Игры на уроках» разработана система уроков, в основе которых лежат следующие принципы:

-самооценки, взаимной оценки

-свободного диалога

-развитие умения слушать, анализировать, сохранение и развитие живого интереса к познанию

Система уроков при реализации данной технологии предполагает использование игровых моментов (совместное формулирование правил, расположение при обучении в кругу, использование самооценки ученика) ; творческих и проектных заданий, развивающих общеучебные компетенции (ответ начальнику ЖЭКа, проект «Бионика»); лабораторных и практических работ с элементами игры (игра «Нарисуй — узнаю», в которой ученики, работая в парах, вначале зарисовывают объект изучения, а затем подписывают рисунок товарища, пытаясь правильно определить смысл изображения); уроки решения проблемных задач с отсутствием однозначного ответа с развернутой дискуссией.

Основу данной игровой технологии является работа учителя и учеников в кругу, в системе диалога, при котором участники задают интересующие их вопросы, связанные с темой урока и получают ответы от товарищей или учителя. При такой организации изучения материала развиваются умения поддерживать диалог, отстаивать собственное мнение, развивать аргументацию. Создаются условия для формирования толерантности, понимания неоднозначности оценок фактов живой природы современной наукой.

Основными идеями обучения в сотрудничестве являются общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. В рамках этой технологии разработан и реализован проект урока по технологии Зиг-Заг в восьмом классе по теме «Внутренняя среда». Деятельность детей организована в мобильных группах «экспертах», где происходит творческое присвоение учебной информации с последующим её переосмыслением и созданием собственных моделей — конспектов для ознакомления всеми учениками. (Приложение 1)

При обучении учеников 5-6 классов в рамках преемственности с начальной школой системно используется технология «Чтение и письмо через развитие критического мышления» (работа с кластерами, «тонкими» и «толстыми» вопросами) (Приложение 2)

Проблемное обучение основано на получении учащимися новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях.

При изучении нового материала используется технология «Таблица ЗХУ» , которая позволяет коллективно и индивидуально осмыслить «багаж знаний» по изучаемой теме, наметить пути расширения информации, оценить результат работы по теме. На доске в классе — шапка таблицы (знау- хочу узнать — узнал) Таблица заполняется индивидуально каждым учеником после коллективного обсуждения возможных записей в каждом столбике ( что конкретно знает по теме ученик 1, ученик 2 и т.д) . Запись «Узнал» заполняется после изучения нового материала( элемент рефлексии). Применяется на уроках природоведения, биологии в 7- 9 классах — позволяет создать рабочий настрой, мотивирует к активной работе на уроке

Метод ИНСЕРТ -активное чтение с пометками на полях , дающими личностную оценку информации- применяется при чтении сложных текстов, например, после просмотра видеофрагмента по соответствующей теме.

Чтение текста учебника сопровождается пометками карандашом возле каждого предложения ( пометки знал, новое, думал иначе, есть вопрос), затем заполняется таблица с подсчетом числа знаков каждого типа. Результат использования технологии — чтение более осмысленное, критическое .

Метод СИНКВЕЙН -составление стихотворного произведения строгой формы с научным содержанием и личной оценкой. В пяти строках синквейна ученику предлагается синтезировать полученные знания по выбранной теме — получается интересно, очень сильна личностная оценка, всем нравиться писать, многие хотят прочитать вслух.( Приложение 3)

IY. Реализация принципов деятельного подхода в воспитании

Воспитательный процесс в аспекте деятельностного подхода исходит из необходимости проектирования, конструирования и создания ситуаций воспитательной деятельности. Они, составляя часть учебно — воспитательного процесса и реализации бытия воспитанника, общественной жизни в целом, характеризуются единством деятельности воспитателей и воспитанников.

в основе деятельностного подхода в воспитании лежат следующие направления:

-работа с портфолио ( организация деятельности по самоидентификации, изучению и развитию личностных компетенций)

-реализация системы социально — значимых проектов, направленных на развитие личности участников и преображение к лучшему социальной среды

-формирование ценностных ориентиров, гражданственности, патриотизма (система классных часов, деловых игр, реализация социальных проектов)

Основой воспитательной работы с классным коллективом стало формирование личностных портфолио. Особенно интересными и актуальными оказались следующие направления:

  • самопознание и саморазвитие

  • развитие мотивации к личностному росту

  • развитие личностных качеств

  • развитие эффективной коммуникации

При работе с портфолио важным стало смещение акцента на то, что учащийся знает и умеет; интеграция качественной и колличественной оценки; почти полная замена оценки самооценкой. Портфолио сопровождает учащихся в течение всего обучения. В начальной школе были накоплены разнообразные материалы, которые после перехода в среднее звено остались в семьях учеников. Этими материалами дети могут пользоваться при работе с портфолио ученика средней школы. Портфолио используется и для связи с родителями учеников — дети могут получать задания оформить страницу совместно с родителями, другими членами семьи; на родительских собраниях в рамках педагогического всеобуча родители знакомятся с работами детей.При работе с портфолио развиваются  навыки рефлексивной и оценочной деятельности, проводится экспресс — диагностика ( типы мотивации), формирование умения ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность, диагностика интересов, потребностей и склонностей детей. Ведется работа по обеспечению официальными документами и творческими материалами, подтверждающими уровень достижений ребенка в различных видах деятельности. Работа с портфолио ведется при сотрудничестве с психологической службой лицея — психологические исследования, традиционно проводимые в конце начальной и в средней школе стали составной частью портфолио и материалом для анализа для детей, их родителей и классного руководителя. В шестом классе работа с портфолио предполагает следующие направления: «Я — успешный ученик»; «Я и моя семья»; «Я — здоровый человек»; «Я -друг»; «Я — житель моего города»; «Я — культурный человек»; «Я — гражданин России»

Логичным продолжением работы по развитию личностных качеств учеников стало проведение в рамках классных часов коммуникативных игр, создающих условия для развития навыков общения, решения конфликтных ситуаций, формирования и принятия коллективных ценностей.

Ценность семейных отношений в современном обществе остаётся очень высокой. Любая воспитательная деятельность должна ориентироваться на семейные ценности, поэтому так важно взаимодействие педагога с родителями. В начальной школе традиционно родители принимают участие в организации деятельности классного коллектива. При определенных усилиях возможно сохранение и развитие этого потенциала, использование его в средней школе. Так, взаимодействие с родителями начинается в рамках родительского всеобуча на собраниях, когда в ходе встреч с педагогами родители получают актуальную информацию по воспитанию (проводиться предварительное анкетирование )В рамках педагогического всеобуча проведены тематические родительские собрания «Адаптация пятиклассников», «Дети и интернет», «Актуальные вопросы воспитания», организовано взаимодействие с родителями по проблемам воспитания

Совместное планирование деятельности классного коллектива происходит на первом организационном родительском собрании и классном часе. Традиционные классные дела — День рождения класса , Новогодний праздник, Масленица организуются и проводятся с участием большинства родителей, а также бабушек, дедушек , братьев и сестёр. Это — очень важный показатель нацеленности родителей и детей на совместную деятельность. В традиционных спортивных мероприятиях ( лыжные походы в Сормовский парк, катание на коньках) так же принимают участие целые семьи. Это позволяет создать условия для сплочения коллектива класса, формирует позитивное отношение детей и родителей к совместной деятельности.

Важную роль играют родители и при подготовке класса к общешкольным, районным мероприятиям. Так, при сборе материала и выполнении домашних заданий к районной краеведческой игре «На берегах Волги» участники получали помощь и советы родителей.

Умение устанавливать и развивать социальные связи в современном мире является одной из ведущих компетенций, поэтому организация деятельности в этом направлении так же оказалась очень важной и интересной. Использовался потенциал родного города — были организованы и проведены экскурсии на завод «Сокол», «Кондитерскую фабрику им. 1 мая», выставочный комплекс Арсенал, музей художественных промыслов, интерактивный музей Солнечный ветер. В выборе экскурсий активное участие приняли дети, сформулировав на первом классном часе основные направления деятельности классного коллектива. Началом коллективного изучения родного города стала прогулка по Большой Покровской улице и площади Минина с посещением трех музеев. Интересным опытом стала организация силами родителей исторического путешествия — квеста по улицам Нижнего Новгорода. Квест был организован как заключительное событие в конце учебного года. В ходе квеста команды учеников прошли по одной из старейших улиц города — Черниговской, узнали её историю и историю Ромодановского вокзала, получили задание найти с помощью карт интересные с архитектурной и исторической точки зрения постройки на маршруте Похвалинский съезд — Нижегородская — Ильинская — Малая Покровская улицы — площадь Горького.

Важной составляющей деятельностного метода является направленность на результат — деятельность должна приносить пользу не только участникам, но и социуму. Настоящим социальным проектом стала постройка силами учеников и родителей снежных горок во дворе близлежащего к лицею дома и в подшефном школе детском саду в зимние каникулы. В продолжении такого вида деятельности классный коллектив стал участником районной акции «Спасем малые реки». Экологический десант очистил от мусора берега водоема, расположенного вблизи лицея. Районная акция по борьбе с курением позволила детям развить свой потенциал агитаторов в борьбе за здоровый образ жизни . Жизнедеятельность коллектива отражается путем ведения фотолетописи (на страничке класса), организации мониторинга, работы с портфолио и классным уголком.

Таким образом, концепция изменений предполагает реализацию принципов деятельностного подхода при обучении и воспитании детей на уроках биологии, во внеурочной и воспитательной деятельности, создание деятельностной среды на основе взаимодействия учебной и внеучебной деятельности, Трудоемкость представленного опыта раскрывается через создание деятельностной среды, реализации проектных технологий, разработке системы мониторинга эффективности функционирования деятельностной среды. Реализация изменений возможна при тесном взаимодействии и сотрудничестве коллектива учеников, родителей и педагогов.

3.Результативность

Внутренняя результативность:

Анализ степени удовлетворенности учащихся организацией деятельности на уроках биологии показал следующие результаты:

уровень положительной внутренней мотивации к изучению биологии:

6 класс -70% ; 8 класс -69 % ; 9 класс -75%

уровень интереса к предмету:

6 класс — 77%; 8 класс -70% ; 9 класс — 80%

понимание связи обучения биологи с развитием мышления:

6 класс -80% ; 8 класс — 85% ; 9 класс — 95%

понимание связи обучения биологи с развитием эмоциональной сферы:

6 класс -95%; 8 класс — 90%; 9 класс -95%

понимание необходимости биологических знаний в дальнейшей жизни:

6 класс -75% ; 8 класс -70% ; 9 класс — 90%

необходимость изучения биологии в школе:

6 класс- 100% ; 8 класс- 95%; 9 класс — 100%

(С восьмыми классами работа ведется первый год, с шестыми — второй , с девятыми — третий). Результаты позволяют сделать вывод о положительной тенденции в формировании научного биологического мышления при активном включении детей в деятельностную среду.

Внешняя результативность:

Формирование деятельностной среды позволяет повысить эффективность работы учителя и ученика , результативность обучения, что подтверждается

  • качеством обучения по предмету:

среднее значение качества знаний в 2011- 2014 учебных годах по биологии 89-100%

  • результатами участия лицеистов в олимпиадах :

2008 /2009 учебный год:

районная олимпиада по экологии: 11 класс — 1место Голованов Антон, 10 класс – 1 место Поплаухина Катя

2012/2013 учебный год:

районная олимпиада по экологии — Малкин Даниил 8Б — победитель,

Сахокия Константин 8в — призер

районная олимпиада по биологии — Киселев Александр 8в — призер,

Алипов Павел 8а — призер

2013/2014 учебный год:

районная олимпиада по экологи — Евстафьев Дмитрий 9В — победитель

  • участием в фестивалях, смотрах, конкурсах:

район

город

область

Россия

-участие в районном конкурсе экологических агитбригад «Наш дом — Нижний Новгород»

30 учеников, ( 2013/2014 уч.год — диплом 3 степени)

-участие в городском дистанционном конкурсе «Зеленая жалобная книга-2008» (диплом за активное участие – 28 учеников). 2 диплома победителей

участие в областном конкурсе «Юные конструкторы- исследователи –2008» (диплом участника) 8 учеников

всероссийский конкурс экологических роликов ЭКОШОТ (7 класс)— диплом участника — 6 учеников

участие в районном слете, посвященном 90-летию юннатского движения (дипломы победителей)

15 учеников

-участие в городском слете, посвященном 90-летию юннатского движения (дипломы победителей)

15 учеников

4.Транслируемость опыта.

По итогам результатов деятельности были подготовлены следующие отчеты:

  • выступление на педагогическом совете лицея «Формы и методы включения учащихся в поисково-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации через использование в практике работы методов проектов в различных учебных областях» , 2006

  • участие в районном семинаре для педагогов – психологов на базе лицея № 82 «Психологическое сопровождение работы классного руководителя», 2009 г. (выступление)

  • участие в 9 городских педагогических чтениях 2013 года (диплом 3 степени)

  • выступление на заседании районной школы молодого учителя 2013/2014 учебного года ( 25 марта 2014 г.) «Развивающее пространство учителя»

Подводя итог, хочется отметить, что ученикам будет интересен предмет только тогда, когда учитель проводит урок с искренним интересом к предложенной теме, проблеме, к реакции детей на свою работу. Поэтому стремление педагога к развитию — залог стремления к развитию его учеников.

Приложение 1 — фрагмент разработки урока «Внутренняя среда организма, строение и функции крови»

Разбиваем текст учебника на смысловые отрывки для взаимообучения:

  • внутренняя среда организма, ее значение

  • плазма крови, её состав.Форменные элементы крови

  • иммунитет

  • группы крови

  • переливание крови, донорство, резус — фактор

Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Текст разбит на 5 смысловых отрывков, в группах (назовем их условно рабочими) — 5 человек.

1.ВЫЗОВ осуществляется при помощи вопросов Верите ли вы, что

  • Характер человека зависит от его группы крови

  • У мужчин меньше крови, чем у женщин

  • Кровь образуется в костях

  • Можно приобрести иммунитет к заболеванию гриппом

  • Люди с первой группой крови — универсальные доноры

  • В плазме человека находятся белки

  • Продолжительность жизни эритроцитов 120 суток

  • Естественный иммунитет вырабатывается в результате введения лечебной сыворотки

  • Вакцина — это жидкая часть плазмы после склеивания клеток крови

2.ОСМЫСЛЕНИЕ Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо использует одну из графических форм (например «кластер»). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы – группы экспертов.

Работа в группе «экспертов». Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию.

Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет «второе слушание» темы

3.РЕФЛЕКСИЯ

возвращение к вопросам Верите ли вы, подведение итогов

работа завершается творческим заданием:

синквейн по изучаемой теме (кровь, иммунитет, внутренняя среда, переливание крови ….)

Приложение 2 -элементы урока «Вода на Земле»

ВЫЗОВ : Кластеры — что мы знаем о воде

а теперь работаем самостоятельно с учебником — читаем текст параграфа по блокам, после каждого блока останавливаемся и совместно отвечаем на вопросы по тексту

ОСМЫСЛЕНИЕ чтение с остановками ( толстые и тонкие вопросы)

1 блок

чем различаются термины атмосфера и гидросфера, в чем их сходство

что означает термин гидросфера

какое состояние воды из трех преобладает на планете

каковы составные части гидросферы

покажите на карте у доски океаны, крупнейшие моря

в чем различие океанов и морей

2 блок

объясните, почему морскую воду нельзя пить?

Чем отличаются пресные и соленые воды

как образуются ледники

какая связь существует между ледниками и айсбергами

предположите , что произойдет, если все ледники на планете растают

блок 3

где можно встретить соленые и пресные, горячие и холодные, теплые воды

ключ, родник, источник — о чем идет речь

как подземные воды участвуют в круговороте воды

оцените распределение воды на Земле с помощью рисунка в учебнике

почему вода в атмосфере , составляющая доли процента от общего кол-ва воды на Земле, играет важную роль в круговороте

РЕФЛЕКСИЯ

осмысление полученной информации, возвращение к кластерам, исправление, дополнение :

«исправления неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками»

индивидуально: синквейн «Вода»

Приложение 3

Работы учеников:

Синквейн

1.кровь

2. красная, жидкая

3. транспортирует, связывает, защищает

4. осуществляет связь между органами нашего тела

5.удивительная жидкость!

Результативность 2015-2019 год

  1. 1.      Наличие у учителя собственной методической разработки по преподаваемому предмету, имеющей положительное заключение по итогам апробации в профессиональном сообществе Высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года:

 

1.1    Количество сертифицированных (авторских) программ, учебных методических комплексов, разработок, разработанных в отчетном периоде

Программа Дата утверждения
Рабочая программа учебного предмета «Биология» (8-9 классы) МАОУ Лицей №82 ( авторы: Булгакова И.В., Почтарева Н.М., учителя биологии МАОУ «Лицей №82») Экспертное заключение №16 , дата выдачи 15 марта 2016 года

ГБОУ ДПО НИРО

 

 

 

1.2    Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности педагогического работника с использованием современных технологий в рамках проведения мастер-классов, семинаров, конференций, круглых столов, стажировок, выездных занятий)

1.3

Перечень проведённых мероприятий Место выступления, дата Тема выступления
Круглый стол «Роль образовательных инициатив ЮНЕСКО в формировании национального образовательного пространства» на 18 Международном конгрессе «Великие реки -2016» г. Нижний Новгород

ННГАСУ

19.05.2016

Реализация направлений деятельности Ассоциированных школ ЮНЕСКО в лицее№82            г. Нижнего Новгорода
Участие в семинаре учителей биологии Сормовского района  г.Нижнего Новгорода Нижний Новгород, Сормовский район, апрель 2018 г. «Системно – деятельностный подход в обучении биологии, внеучебной и воспитательной деятельности»
Участие в педагогическом совете МАОУ «Лицей №82» Нижний Новгород, Сормовский район, апрель 2016 «Организация проектной деятельности классного руководителя на примере участия в городской технической олимпиаде школьников»

 

1.4    Наличие Интернет-ресурсов по направлению профессиональной деятельности

 

URL-адрес         http:// npochtareva.ru

 

1.5    Наличие публикаций, иллюстрирующих инновационный опыт педагогической деятельности

 

Публикации Название статьи/ книги Выходные данные
Труды научного конгресса международного научно-промышленного форума Великие реки-2016» Реализация направлений деятельности Ассоциированных школ ЮНЕСКО в лицее№82            г. Нижнего Новгорода Нижний Новгород, 2016

 

 

2         Высокие (с позитивной динамикой  за последние три года) результаты учебных достижений обучающихся, которые обучаются у учителя

 

2.1 Доля обучающихся, имеющих положительные результаты освоения образовательной программы по преподаваемому предмету составляет 100%

2.2 Доля обучающихся, имеющих «4» и «5», от общего количества обучающихся по преподаваемому предмету

2015-2016 –  98% – 328 учащихся (количество обучающихся – 334)

2016- 2017 – 97% -  252 учащихся (количество обучающихся – 259)

2017-2018 -   96% – 226 учащихся (количество обучающихся – 234)

  2.3 Доля обучающихся, оставленных на повторное обучение, от общего количества обучающихся по преподаваемому предмету   0%

 

2.4 Количество победителей и призеров  всероссийской олимпиады школьников, а также предметных олимпиад, включенных в перечень олимпиад, утверждаемых приказом Министерства просвещения РФ на соответствующий учебный год (за отчетный период)

 

Название Ф.И. учащегося, место Уровень, год
Всероссийская олимпиада школьников по биологии Малыхина Анастасия 11 класс призер

Коваленко Яна  8 класс призер

Быстров Сергей  8 класс  призер

Муниципальный (районный этап)

2015/2016

Всероссийская олимпиада школьников по биологии Белкин Михаил 11 класс призер

Коваленко Яна  9 класс призер

Быстров Сергей  9 класс  призер

Муниципальный (районный этап)

2016/2017

Межрегиональная олимпиады школьников «Будущие исследователи – будущие науки» 2016\2017  уч. Год по биологии Мамчич Дарья 11 класс, III место Региональный

2017

 

Олимпиады, не включенные в перечень олимпиад, утверждаемых приказом Министерства просвещения РФ на соответствующий учебный год (за отчетный период)

 

 

Экологическая олимпиада «Подрост» Меликова Мария-Ангелина 6 класс, II место Муниципальный

2016

Городская техническая олимпиада Команда учащихся,III  место Муниципальный

2016

Открытая интернет-олимпиада Физтех-лицея по биологии Щепин Кирилл 9 класс , III место Всероссийский

2015

Международная  онлайн-олимпиада «Фоксфорда» по биологии Кузнецов Илья  6 класс I место

Коузова Анна 6 класс II место

Калинина Елизавета 8 класс II место

Щепин Кирилл 10 класс II место

Иванова Ирина 11  класс II место

Логвин Надежда 10 класс III место

Международный

2015/2016

Международная  онлайн-олимпиада «Фоксфорда» по биологии Калинина Елизавета 10 класс II место

Гурьянова Елена10 класс III место

Мыщенков Максим 5  класс II место

Международный

2016/2017

Международная  онлайн-олимпиада «Фоксфорда» по биологии Целунова Вероника  6 класс II место

Праздничкова Альбина  6 класс II место

 

Международный

2017/2018

Международная Олимпиада «Экология и энергетика -2015» Годухин Алексей 10 класс I место

Рузина Кристина 10 класс I место

Фокеев Антон 10 класс I место

Матвеев Егор 10 класс II место

Назаров Всеволод 10 класс III место

Ахлынова Дарья 10 класс грамота за активное участие

Международный

2015

Международная Олимпиада «Экология и энергетика -2016» Процив Диана 10 класс II место Международный

2016

 

 

2.5 Количество обучающихся, набравших не менее 75 баллов на ЕГЭ по преподаваемым предметам, от количества сдававших ЕГЭ по преподаваемым предметам

 

Учебный год

Число сдававших ЕГЭ

Средний балл

Количество обучающихся, набравших не менее 75 баллов

Доля от сдававших

2016/2017 9 69,22 3 33,33%

 

3. Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету, который преподает учитель

3.1 Наличие участников научных (интеллектуальных) конференций и научных обществ обучающихся (за отчетный период)

 

Число участников Год Уровень
2 2015/2016 школьный
    районный
1   городской
    международный
4 2016/2017 школьный
1   районный
2   городской
1   международный
7 2017/2018 школьный
1   районный
1   городской
    международный

 

 

3.2 Доля победителей и призеров научных (интеллектуальных) конференций и научных обществ обучающихся (за отчетный период)

 

Наличие  победителей и призеров научных конференций и  научных  обществ  обучающихся  (ДА/нет)

 

Название  проекта   Участник Год Место Уровень
«Разработка модели устройства для лечения эпилепсии» Районная конференция НОУ Мамчич Дарья 2017 3 районный
«Физиология сна» Районная конференция НОУ Калинина Елизавета 2016 2 районный
«Проблемы и пути профилактики ВИЧ –инфекции у подростков» Городская конференция НОУ Абросимова Алиса 2017 3 городской
«Сердце как эндокринный орган» Городская конференция НОУ Арясов Максим 2015 3 городской
«Местные гуморальные регуляторы щитовидной железы» Городская конференция НОУ Арясов Максим 2016 1 городской
«МЭПУ Эпиблок» XII региональная естественнонаучная конференция школьников «Школа юного исследователя» Щелманова Екатерина 2017 3 региональный
«Использование метода биоиндикации для оценки состояния пресных водоемов» Научный конгресс «Устойчивое развитие регионов в бассейнах великих рек. Приоритеты науки и промышленности, образования и культуры» 18 международногонаучно-промышленного форума  Великие реки-2016 Савин Александр 2016 2 городской
«Использование метода биоиндикации для оценки состояния пресных водоемов» Городская научно-практическая конференция школьников «Экология и здоровье» Савин Александр 2016 3 международный

 

3.3 Наличие участников фестивалей, конкурсов, смотров, физкультурно-спортивных соревнований, выставок творческих работ по преподаваемым предметам  (за отчетный период)

Суммарно за три года на муниципальном уровне – 31 учащихся, на региональном – 55, на федеральном – 10 учащихся.   Всего – 93 учащихся.

 

Наличие участников фестивалей, конкурсов, смотров, физкультурно-спортивных соревнований, выставок творческих работ  (ДА/нет)

Название Ф.И. учащегося Число участников Год Уровень
Районный фестиваль экологических агитбригад «Наш дом – Нижний Новгород» Ученики7-11 классов 12 2015 районный
Районная акция «Подарок ветерану» Скрябина Елизавета 6 класс 1 2016 районный

 

Районная интеллектуальная экологическая игра «Экология и мы» Команда 9-10 классов 6 2017 районный

 

Городской конкурс «Несущие радость» (теоретический этап) Команда 8 класса 10 2015 муниципальный

 

Всероссийский онлайн-конкурс Вода России 7 классы 10 2016 всероссийский
Районный конкурс «Животные русского леса» Беспалов Авдей,

Рыжова Полина

2 2015 районный
Областные туристско-краеведческие соревнования команда 6 классов 7 декабрь 2015 областной
Областная образовательно – интеллектуальная экологическая викторина Эко-формула-2015» команда 8,9 классы 30 сентябрь 2015 областной
Интеллектуальное соревнование «Эко-квиз» Команда 10 классов 5 Октябрь 2017 областной
VII Всероссийская интеллектуальная игра «Зубр» команда 10 классов 7 2018 всероссийский
IX дистанционная олимпиада «Великие реки России» команда 6 классов 10 2018 региональный

 

 

3.4 Доля победителей и призеров фестивалей, конкурсов, смотров, физкультурно-спортивных соревнований, выставок творческих работ по преподаваемым предметам  (за отчетный период)

 

Название Ф.И. учащегося Место Уровень, год
Районный фестиваль экологических агитбригад «Наш дом – Нижний Новгород» Группа учеников III место Районный

2015

Районная акция «Подарок ветерану» Скрябина Елизавета 6 класс победитель Районный

2016

Городской конкурс «Несущие радость» (теоретический этап) Команда I место Муниципальный,

2015

Областные туристско-краеведческие соревнования «Новогодняя гонка с Дедом Морозом» Команда 6 классов III место Региональный

2015

Районная интеллектуальная экологическая игра «Экология и мы» Команда 9-10 классов I место Районный

2017

Городской конкурс «Несущие радость» (теоретический этап) Команда 8 класса 2 место Городской

2015

Всероссийский онлайн-конкурс Вода России 7 классы 10 Всероссийский

2016

Районный конкурс «Животные русского леса» Рыжова Полина

Беспалов Авдей,

1,

3  место

Районный

2015

IX дистанционная олимпиада «Великие реки России» Команда 6 классов диплом победителя Региональный

2017/2018

 

4. Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся (одаренные дети, дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети – инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным (общественно опасным) поведением)

 

4.1 Повышение квалификации по дополнительным профессиональным образовательным программам по вопросам адресной работы с различными категориями обучающихся (одаренные дети, дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с девиантным (общественно опасным) поведением)

 

«Углубленная и олимпиадная подготовка учащихся  8-11 классов по биологии» 72 16.05.2015-30.08.2015 Москва, НОУВО «Московский технологический институт»
«Углубленная и олимпиадная подготовка учащихся  8-11 классов по биологии» 72 10.04.2016-10.06.2016 Москва, ООО «Центр онлайн – обучения Нетология-групп»
«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС» 72 Июль 2016 Онлайн-школа Фоксфорд
«Работа с одаренными детьми на уроках биологии» 72 Сентябрь 2016 Москва, ООО «Центр онлайн – обучения Нетология-групп»

 

4.2 Использование адресных форм работы с различными категориями обучающихся (одаренные дети, дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным (общественно опасным) поведением)

 

Наличие  программы   внеурочной  деятельности  и  ее  реализация ( Да/нет)

Кружки

2015-2016,

2016-2017,

2017-2018

2015-2016,

2016-2017,

2017-2018

 

Кружок «Юный эколог» в летнем лагере дневного пребывания

Кружок «Решение олимпиадных задач по биологии в 9,  11 классах»

 

 

4.5 Сформирована система мониторинга учебных достижений личностного роста, коррекции и реабилитации обучающихся

 

Элементы системы
Организация работы с портфолио
Использование онлайн – тестов на платформе Фоксфорд

 

5. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения

5.1   Создание  учебного кабинета — лаборатории

5.2 Использование современных образовательных технологий (электронные образовательные ресурсы, электронная форма учебников, автоматизированный контроль знаний обучающихся)

 

Наименование

Класс
1 Биология, Решебник, Руссобит-М,2003 9-11
2 Биология. Анатомия и физиология человека, Просвещение,2002 8
3 Уроки биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, ООО «Кирилл и Мефодий»,2006 6-7
4 Уроки биологии. Животные. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, ООО «Кирилл и Мефодий»,2006 6-7
5 Репетитор по биологии. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, ООО «Кирилл и Мефодий»,2007 9-11
6 Уроки биологии. Анатомия, 9 класс. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, ООО «Кирилл и Мефодий»,2006 8
7 Уроки биологии. Общая биология, 10 класс. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, ООО «Кирилл и Мефодий»,2006 10
8 Уроки биологии. Общая биология 11 класс. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, ООО «Кирилл и Мефодий»,2006 11
9 Открытая биология 2.5, Физикон,2002 6-11
10 Биология, химия, экология, ООО «Физикон», ООО «Дрофа», Министерство образования Российской федерации, 2005 9-11
11 Биология в школе, Влияние человека на природу, Электронные уроки и тесты, «Просвещение –МЕДИА», 2007 9-11
12 Биология в школе, Генетическая изменчивость и эволюция, Электронные уроки и тесты, «Просвещение –МЕДИА», 2007

 

9-11
13 Биология в школе, Организация жизни, Электронные уроки и тесты, «Просвещение –МЕДИА», 2007 9-11
14 Биология в школе, Взаимное влияние живых организмов, Электронные уроки и тесты, «Просвещение –МЕДИА», 2007 9-11
15 Биология в школе, Функции и среда обитания живых организмов, Электронные уроки и тесты, «Просвещение –МЕДИА», 2007 9-11
16 Биология в школе, Природа в состоянии динамического равновесия , Электронные уроки и тесты, «Просвещение –МЕДИА», 2007 9-11
17 Биология в школе, Жизнедеятельность животных , Электронные уроки и тесты, «Просвещение –МЕДИА», 2007 6-9
18 Биология в школе Растительный мир , Электронные уроки и тесты, «Просвещение –МЕДИА», 2007 6-9
19 Биология. Живой организм. 6 класс, ООО «Дрофа»,2011 6
20 Биология, зоология беспозвоночных, 7 класс, Новый диск, 2006 7
21 Уроки биологии Человек и его здоровье , 8 класс. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, ООО «Кирилл и Мефодий»,2011 8
22 Биология. Человек. Культура здоровья., «Просвещение», 2009 8
23 Биология. Многообразие живых организмов, 7 класс, ООО Дрофа,2011 7
24 Биология, общие закономерности, 9 класс. Мультимедийное приложение к учебнику, ООО «Дрофа», ООО «Физикон»,2006 9
25 Интерактивные творческие задания Биология 7-9, Новый диск, 2007 7-9
26 Интерактивное пособие по биологии. Виртуальный живой уголок, 1С ,2011 6-7
27 Экология Общий курс, Новый диск,1998 9-11
28 Биология,5-9 Образовательная система Школа 2100,  ООО Баласс,2012 5-9
29 Генезис, ЗАО «Союз Видео»,2005 11
30 Видеостудия заповедника Керженский,2012 6-11
31 Национальные парки США,2007 6-11
32 Эволюция жизни, ЗАО «Союз Видео»,2005 11

 

 

Использование современных образовательных технологий

 

2015-2016

2016-2017

2017-2018

Личностно-ориентированные технологии да да да
Метод проектов да да да
Развивающее обучение да да да
Игровые технологии да да да
Информационно-коммуникативные технологии да да да
Система инновационной оценки «портфолио» да да да
Здоровье сберегающие технологии да да да
электронные образовательные ресурсы да да да
электронная форма учебников да да да
автоматизированный контроль знаний обучающихся нет да да

 

 

5.3 Наличие банка авторских методических материалов по преподаваемым предметам за отчетный период

 

Перечень  дидактических материалов, разработанных учителем к рабочим программам

Контрольно-измерительные материалы по биологии

Класс  Изучаемая  тема Кол-во
7  класс Обобщение по теме «Мхи»

30

Обобщение по теме «Папортнико образные»

30

Обобщение по теме «Бактерии и грибы»

30

Обобщение по теме «Голосеменные»

30

Обобщение по теме «Покрытосеменные»

30

8 класс Клеточное строение организма

30

Контрольная работа «Ткани»

30

Проверочная  работа «Органы»

30

Лабораторная работа «Определение безусловных рефлексов различных

30

Тест «Кости, мышцы»

30

Контрольная работа по теме «Происхождение человека»

30

Тест «Дыхание»

30

Тест «Кровь»

30

Самостоятельная работа «Пищеварение»

30

Тест «Анализаторы»

30

9  класс Самостоятельная работа «Происхождение и эволюция человека»

30

Групповая работа «Эволюция живого на Земле»

30

Самостоятельная работа «Природные ресурсы»

30

Терминологический диктант «Экология»

30

Самостоятельная работа «Экологические факторы»

30

Самостоятельная работа «Бесполое размножение»

30

Самостоятельная работа «Клеточное строение живых организмов»

30

Решение задач по генетике – самостоятельная работа

30

Итоговая тестовая работа

30

10  класс Самостоятельная работа «Индивидуальное развитие организма»

30

Терминологический диктант «Обмен веществ»

30

Тестовая работа «Обмен веществ»

30

Тестовая работа «Половое размножение»

30

Тестовая работа «Уровни организации жизни»

30

Зачет «Химия клетки»

30

Тестовая работа «Липиды»

30

Тестовая работа «Белки»

30

Тестовая работа «Неорганические вещества»

30

Тестовая работа «ДНК»

30

11  класс Задачи по генетике – сцепленное наследование

30

Задачи по генетике – взаимодействие генов

30

Контрольное домашнее задание по селекции

30

Тест «История эволюционных идей»

30

Терминологический диктант «Типы обмена веществ»

30

Задачи по генетике – моногибридное скрещивание

30

Задачи по генетике – сцепленное с полом наследование

30

 

Перечень  информационно-наглядных  материалов

Образовательная область Название материала

Класс

 

Биология

Наследственность. Изменчивость.

9-11

Гибридологический метод исследования

9-11

Моногибридное скрещивание

9-11

Дигибридное скрещивание

9-11

Хромосомная теория

9-11

Типы взаимодействия генов

9-11

Углеводы

9-11

Белки

9-11

Неорганические соединения клетки

9-11

Генетика как наука

9-11

 

ЭОР. Презентации к  урокам, разработанные  учителем и используемые  в образовательном процессе.
Название Класс
Бионика 6
Питание растений 6
Кишечнополостные 7
Кольчатые черви 7
Многообразие млекопитающих 7
Высшая нервная деятельность человека 8
Химический состав клетки 9
Органические вещества клетки 9
Обмен веществ и превращение энергии в клетке 9
Клеточная теория строения организмов 9
Строение клетки прокариот 9
Строение клетки эукариот 9
Фотосинтез 9
Генетика как наука 9
Законы Менделя 9
 Генетика человека 9
Закономерности изменчивости 9
Экология как наука 9
Химический состав клетки 9
Белки 9
Углеводы, липиды 9
Нуклеиновые кислоты 9
Энергетический обмен-катаболизм 9
Пластический обмен – анаболизм 9
Автотрофный тип обмена веществ 9
Клеточная теория строения организмов 9
Строение клетки прокариот 10
Строение клетки эукариот 10
Ядро, деление клетки 10
Вирусы 10
Половое размножение 10
Бесполое размножение 10
Размножение семенных растений 10
Индивидуальное развитие организмов 10
Экология как наука 11

 

 

5.4 Количество Интернет — проектов, в которых педагогический работник принял участие самостоятельно или совместно с детьми

 

Перечень проектов адрес Год, участники
Всероссийский интернет-проект «Хранители воды» http://waterkeepers.info/ 2015/2018
Всероссийский конкурс «Вода России» на портале www.берегиводу.рф. http://xn—90accfcaw3cn0b.xn—p1ai/ 2016/2018
Всероссийский проект  «Мобильные технологии для экологии» http://econeshka.ru/ 2015/2018
Проект «Зеленые школы России» http://ecamir.ru/projects/Programma-Zelenyie-shkolyi-Rossii.html 2015/2018
IX дистанционная олимпиада «Великие реки России», диплом победителя этапа https://sch1411.mskobr.ru/associirovannaya_shkola_yunesko/distancionnaya_olimpiada_velikie_reki_mira/ 6 классы, 6 чел 2017/2018
VII Всероссийская интеллектуальная игра «Зубр» https://zubr.ucheba.ru/ 10 классы, 7 чел 2017/2018
Проект «Пятая четверть Фоксфорда»   2018
2 всероссийский урок Мобильные технологии

 

http://econeshka.ru/ 6 классы, 70 чел апрель 2016
Всероссийский онлайн-урок «Вода России» http://xn—90accfcaw3cn0b.xn—p1ai/ 6, 8 классы, 50 чел май 2016

 

 

Непрерывность профессионального развития учителя

6.5 Наличие программ по самообразованию или «образовательного маршрута» профессионального саморазвития

 

План профессионального саморазвития построен учителем в соответствии

с «Программой по самообразованию 20015 – 2020 г.г.»

 

Основные  направления

Действия  и  мероприятия

Профессиональное 1. Ознакомление с  современными  исследованиями  ученых  в  области  преподавания  дисциплин естественно-научного цикла, концепциями обучения и авторскими программами

3. Изучение    методики  преподавания с использованием инновационных технологий.

4.   Повышение квалификации  на  курсах  для  учителей  биологии

5.   Активное  участие  в  работе  районного методического объединения  учителей  биологии

6.  Участие  в работе  научно-практических  конференций,  в  конкурсах, фестивалях  различных  уровней.

7. Диссимиляция педагогического опыта на различных уровнях.

8.  Самоанализ  своей  профессиональной  деятельности с целью выявления проблемных вопросов и дальнейшего их решения.

10.Повышение  уровня  собственной   эрудиции, правовой  и  экономической культуры.

11. Проведение открытых уроков по проектной деятельности  .

12. Организация   кружковой  и  внеклассной  деятельности  по  предмету.

 

Психолого-педагогическое 1. Постоянное  совершенствование    знаний  в  области  классической  и  современной  психологии  и  педагогики.

2. Изучение  и применение  в педагогической деятельности современных  психологических  методик.

 

Методическое 1. Ознакомление с  новыми  педагогическими  технологиями, формами, методами  и  приемами  обучения  через  предметные  печатные  издания:

- журнал « Биология в школе» (приложение к газете « Первое сентября»

- газета « Зеленый парус»

- сборник « Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность»

2. Тесное сотрудничество с библиотеками района и различных ВУЗов г. Нижнего Новгорода

3. Организация и проведение  мастер — классов.

4.  Создание банка данных по разработке  различных типов  уроков, внеклассных  мероприятий, учебных  материалов и методических пособий по предмету.

5.  Дальнейшая работа   по  теме: «Системно – деятельностный подход в преподавании биологии».

7. Создание электронного  банка  данных инструкционных карточек по проведению различных тематических лабораторных и практических работ.

8.Создание портфолио.

Эстетическое 1. Посещение  выставок, музеев, проведение  экскурсий.

2.Организация просветительской деятельности среди социума по экологическим проблемам.

3. Участие в тематических общественных акциях.

ИКТ 1. Пройти  курсы  повышения  квалификации по использованию ИКТ в учебном процессе.

2.  Организация деятельности по предмету на собственном сайте; работа на различных сайтах в Интернете, связанных с профессиональной деятельностью.

3. Изучение  информационно-коммуникационных  технологий, с целью дальнейшего внедрения в образовательный процесс.

Охрана  здоровья 1.  Систематическая работа   с  тематическими информационными стендами.

2. Внедрение  в  образовательный  процесс  здоровье сберегающих  технологий.

3. Пропаганда здорового образа жизни среди подрастающего поколения.

4. Взаимодействие с различными структурами района, города, области по вопросам здравоохранения.

 

Интересы  и  хобби 1. Организация летней экологической  экспедиции на базе биологической станции «Сережа»

 

 

Повышение квалификации:

 

Название курсов Кол-во часов Дата Организация
«Современные подходы к преподаванию географии в условиях реализации ФГОС» 108 16.05.2015-30.06.2015 ФГБОУ ВПО «НГПУ имени Козьмы Минина»
«Углубленная и олимпиадная подготовка учащихся  8-11 классов по биологии» 72 16.05.2015-30.08.2015 Москва, НОУВО «Московский технологический институт»
«Углубленная и олимпиадная подготовка учащихся  8-11 классов по биологии» 72 10.04.2016-10.06.2016 Москва, ООО «Центр онлайн – обучения Нетология-групп»
«Методика оценивания заданий экзаменационных работ ГИА по биологии» 18 Май 2017 ГБОУ ДПОНИРО
«Методика оценивания заданий   развернутым ответом  ОГЭ  по биологии» 18 Май 2016 ГБОУ ДПОНИРО
«Просветительский онлайн — курс «Устойчивое развитие – новая стратегия планеты Земля»   Июнь 2016 Открытая школа устойчивого развития
«Современные образовательные технологии (EdTech) в работе  учителя» 72 Июль 2016 Москва, ООО «Центр онлайн – обучения Нетология-групп»
«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС» 72 Июль 2016 Онлайн-школа Фоксфорд
«Работа с одаренными детьми на уроках биологии» 72 Сентябрь 2016 Москва, ООО «Центр онлайн – обучения Нетология-групп»
Сертификат участника Всероссийской онлайн- конференции «Современный урок. Требования, технологии, анализ»   Декабрь 2017 ЦРТ «Мега-Талант»
Сертификат участника  вебинара «Открытый урок с Просвещением. Биология.»   Декабрь 2016 Издательство Просвещение
Сертификат участника онлайн-семинара «Организация проектной деятельности:среда ГобалЛаб»   Февраль 2016 Онлайн-школа Фоксфорд

 

6.6 Организационно-методическая деятельность (руководитель МО на уровне организации, руководитель районного МО, тьютор, руководитель творческой, проблемной группы)

 

Председатель методического объединения классных руководителей старшего звена 2017/2018 год

 

6.7 Участие педагога в инновационной работе

 

Перечень проведённых мероприятий Место выступления, дата Тема выступления
Круглый стол «Роль образовательных инициатив ЮНЕСКО в формировании национального образовательного пространства» на 18 Международном конгрессе «Великие реки -2016» г. Нижний Новгород

ННГАСУ

19.05.2016

Реализация направлений деятельности Ассоциированных школ ЮНЕСКО в лицее№82            г. Нижнего Новгорода

 

 

 

 

6.8 Участие учителя в конкурсах профессионального мастерства

Название конкурса Год
X Международная профессиональная олимпиада учителей 2017
I Международный конкурс «Мастер класс педагога» 2017
I Международный конкурс «ИКТ-компетентность педагога» 2017

 

 

6.9 Наличие у учителя призовых мест в конкурсах профессионального мастерства  (за отчетный период)

 

Название конкурса Год Результативность
X Международная профессиональная олимпиада учителей 2017 Почетная грамота призера
I Международный конкурс «Мастер класс педагога» 2017 Диплом I степени
I Международный конкурс «ИКТ-компетентность педагога» 2017 Диплом I степени