Педагогические чтения

Департамент образования администрации Сормовского района

г. Н.Новгорода

Муниципальное автономное образовательное учреждение

лицей №82

9 педагогические чтения «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания»

Секция

Семья и школа: пути взаимодействия в совершенствовании образовательного пространства

Деятельностный подход в формировании у классного коллектива

ценностных ориентиров

«Личность — семья — общество».

Почтарева Наталья Михайловна,

учитель биологии МАОУ лицея № 82

Нижний Новгород

2013

Современный мир предлагает детям разнообразные ценности, часто не связанные с опытом прошлого поколения. Задача старшего поколения — учителей, педагогов дополнительного образования и родителей — воспитать культурного человека, т.е. человека, перенявшего и принявшего ценности прошлых поколений, имеющего желание и возможности самому формировать ценностные ориентиры и реализовывать их в повседневной деятельности.

Проблемой формирования ценностных ориентаций, определением и уточнением понятий «ценность», «ценностные ориентации» занимались такие педагоги-учёные, как Г. А. Аргунова, С.Г. Гладнева, Э. В. Зауторова, С.А. Куликова, Т. А. Шатилова, С. А. Артюхова, Н.Д. Никандров, И. И. Шатилова,Т. А. Серебрякова, З. И. Равкин, Г. А, Аргунова и многие другие.

Так исследователь С. А. Артюхова рассматривает ценности, как «духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющийся мотивом деятельности». Таким образом, на первый план выходит понятие «деятельность». Она, по мнению многих учёных-педагогов, является основой современного учебно-воспитательного процесса.

«Воспитания в чистом виде не существует. Воспитание есть организация деятельности» — утверждал С.Т. Шацкий. И именно деятельностный подход может стать основой этой организации.

Деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно – воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности школьника. Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач , как средством становления и развития субъекности ребенка.. Педагог не подает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с младшими товарищами, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

Воспитательный процесс в аспекте деятельностного подхода исходит из необходимости проектирования, конструирования и создания ситуаций воспитательной деятельности. Они, составляя часть учебно — воспитательного процесса и реализации бытия воспитанника, общественной жизни в целом, характеризуются единством деятельности воспитателей и воспитанников. Ситуация воспитывающей деятельности должна содержать в себе: социальные факторы, инициирующие возникновение разнообразных духовных потребностей и формирования мотивов общественно полезной и лично значимой созидательной деятельности, требующей непрерывного рефлексии; возможность и необходимость осуществления различных видов подобной деятельности, требующих творчества, непрерывного поиска новых задач, средств, действий, волевых актов субъектов деятельности, общения, активной жизненной позиции, принципиальности, познавательности в отстаивании своих взглядов, бескорыстного риска, сверхнормативной активности, готовности не только следовать к намеченной цели, но и конструировать новые, более интересные и продуктивные цели и смыслы уже в процессе деятельности

При рассмотрении воспитательного процесса с позиций социализации, выделяют следующие критерии эффективности:

Воспитательный процесс

Социум

Социальные роли

Критерии эффективности воспитательного процесса

Семья

Супружеская

Отцовско-материнская

Сыновне-дочерняя

Супружеская культура

                                                                                                     Педагогическая родительская культура

                                                                                                      Выполнение сыновне-дочернего долга

Трудовой коллектив Профессионально-трудовая Профессиональное мастерство и компетентность, трудолюбие         

                                 Экономическая                                                           Экономическая культура

                                Организаторская                                                           Организаторские способности

                                Коммуникативная                                                          Коммуникативная культура

                                Педагогическая                                                 Педагогическая культура в коллективе  

 

Общество                Патриотическая                                                                         Патриотизм

                                Национально-интернациональная                        Национально-интернациональная культура

                                 Политическая                                                               Политическая культура

                                   Правовая                                                                      Правовая культура

                              Нравственная                                                    Этическая культура и нравственный образ жизни

                                Экологическая                                                     Экологическая культура

  Мир                           Геосоциальная                                                      Геосоциальная культура

                               Интерсоциальная                                           Интерсоциальная культура

 Я – сфера            Материально-потребительская                       Здоровые материальные потребности

                           Духовно-потребительская                                             Развитие духовных портебностей

                          Субъект учения                                                    Активность и успешность самообразования

                          Самовоспитательская                                              Активность и успешность самовоспитания

                       Субъект творчества

                          Психосаморегулятивная                                               Психосаморегулятивная культура

                           Целеутверждающая                                                                Деловитость

 

Очевидно, что в рамках классного коллектива средней школы становиться необходимым выбрать наиболее значимые и возможные к реализации направления. Таким образом, в течение первого года работы с пятым классом были выбраны следующие: Личность ( я -сфера); Семья; Общество. В рамках заявленных направлений и строилась система организации совместной деятельности педагогов, учеников и родителей .

Основой воспитательной работы с классным коллективом стало формирование личностных портфолио. Особенно интересными и актуальными оказались следующие направления:

  • самопознание и саморазвитие
  • развитие мотивации к личностному росту
  • развитие личностных качеств
  • развитие эффективной коммуникации

При работе с портфолио важным стало смещение акцента на то, что учащийся знает и умеет; интеграция качественной и колличественной оценки; почти полная замена оценки самооценкой.Портфолио сопровождает учащихся в течение всего обучения. В начальной школе были накоплены разнообразные материалы, которые после перехода в среднее звено остались в семьях учеников. Этими материалами дети могут пользоваться при работе с портфолио ученика средней школы. Портфолио используется и для связи с родителями учеников — дети могут получать задания оформить страницу совместно с родителями, другими членами семьи; на родительских собраниях в рамках педагогического всеобуча родители знакомяться с работами детей.

В пятом классе при работе с портфолио проведена работа по развитию навыков рефлексивной и оценочной деятельности, экспресс — диагностика ( типы мотивации), формирование умения ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность, диагностика интересов, потребностей и склонностей детей. Велась работа по обеспечению официальными документами и творческими материалами, подтверждающими уровень достижений ребенка в различных видах деятельности.Работа с портфолио ведется при сотрудничестве с психологической службой лицея — психологические исследования, традиционно проводимые в конце начальной и в средней школе стали составной частью портфолио и материалом для анализа для детей, их родителей и классного руководителя.

В шестом классе работа с портфолио предполагает следующие направления: «Я — успешный ученик»; «Я и моя семья»; «Я — здоровый человек»; «Я -друг»; «Я — житель моего города»; «Я — культурный человек»; «Я — гражданин России»

Логичным продолжением работы по развитию личностных качеств учеников стало опроведение в рамках классных часов коммуникативных игр, создающих условия для развития навыков общения, решения конфликтных ситуаций, формирования и принятия коллективных ценностей. Это игры :

«Поменяйтесь местами те, кто…»

«Постройся по росту…»

«Атомы и молекулы» Участники произвольно двигаются по игровой площадке, изображая «броуновское движение». Они — «атомы». По команде ведущего «Молекулы по три!» все участники быстро разбиваются на группы по три человека в каждой. «Атомы», не успевшие стать частью «молекул», либо выходят из игры (в этом случае игра продолжается до тех пор, пока не останется два-три игрока), либо выполняют какие-то творческие задания.

«Зеркало» Один человек показывает какую-либо гримасу соседу. Тот, в свою очередь, «передразнивает» его как можно точнее и передает дальше — своему соседу. «Гримаса» передается по кругу. Анализ: каков механизм узнавания чувств?

«Крокодильчики» Игроки делятся на 2 команды, одна из которых загадывает слово (существительное, явление или фразу, или др.). Из другой команды выбирается человек, которому говорят загаданное слово. Этот игрок, используя мимику и жесты (без слов) должен объяснить своей команде слово. Отгадав слово, команды меняются местами.

«Ассоциации» Выбирается ведущий, который загадывает кого-то одного из участников. Задача остальных игроков отгадать этого участника. Для этого необходимо задавать вопросы, на которые ведущий отвечает ассоциативно. Например, если это цвет, то какой; если это музыка, то какая; если погода, то какая и т.д. Таким образом, появляется набор ассоциаций, по которым дети пробуют отгадать участника. Как только отгадали, ведущим становиться игрок, которого загадывали.

«Кораблекрушение» нескольким группам необходимо выработать общую стратегию выбора из списка необходимых для выживания в условиях кораблекрушения вещей, приборов, продуктов.

и другие.

В ограниченном отрезке времени(1 час) реализован Веревочный курс, участники которого получили навыки работы в команде, выработки совместных решений, получили опыт ответственности каждого за успех группы. Данная технология формирования команды и развития лидерства предусматривает преодоление интеллектуальных, эмоциональных и физических препятствий для улучшения навыков работы в команде и отношений внутри коллектива.Особенностью веревочного курса является активность действий, выход за рамки обычного, эмоциональные переживания, интерес, ожидание неизвестного, готовность к открытию, яркость восприятия и ощущений. Такой вид совместной деятельности предполагает выполнение всей группой задний различной направленности при соблюдении следующих принципов :

  • Принцип активности реализуется самой спецификой программы, так как тренинг команды предусматривает, что вся команда принимает участие в процессе.

  • Принцип исследовательской творческой позиции участников группы реализуется характерной проблематикой упражнений. На первый взгляд они часто кажутся легко выполнимыми. В таком случае первые неудачи становятся определенным вызовом для каждого, что автоматически приводит к включению участников в работу команды. В случае, если упражнение кажется невозможным, опять таки включается азарт и желание сделать невозможное.

  • Принцип объективации поведения реализуется с помощью специфической работы тренера, как, например, акцент на я-послании во время рефлексии. Неформальная обстановка, работа с невербальной коммуникацией и пространством позволяют тренеру создать обстановку близости между участниками. В дальнейшем планируется усложнить программу веревочного курса, введя более сложные задания, требующие более высокого уровня развития коллектива.

Примером успешной самостоятельной организации деятельности детьми можно признать подготовку и проведение тематического классного часа, посвященного Дню Российской армии. В ходе подготовки дети четко распределили обязанности, провели подготовительную работу и организовали праздник для одноклассников.

Пустынская экологическая экспедиция ставила своей целью:

-формирование экологической культуры

-развитие коллективного сотрудничества

-формирование научного мировоззрения учащихся

-создание условий для научной деятельности учащихся

В ней приняли участие двадцать учеников лицея, из них одиннадцать пятиклассников(более трети класса). В ходе экспедиции были созданы условия для формирования комплекса личностно присвоенных учениками знаний о природе и о месте человека в ней, экологической культуры современной личности и освоения ими в ходе учебно-исследовательской деятельности на природных объектах компетенций XXI века.

Ценность семейных отношений в современном обществе остаётся очень высокой. Любая воспитательная деятельность должна ориентироваться на семейные ценности, поэтому так важно взаимодействие педагога с родителями. В начальной школе традиционно родители принимают участие в организации деятельности классного коллектива. При определенных усилиях возможно сохранение и развитие этого потенциала, использование его в средней школе. Так, взаимодействие с родителями начинается в рамках родительского всеобуча на собраниях, когда в ходе встреч с педагогами родители получают актуальную информацию по воспитанию (проводиться предварительное анкетирование )В рамках педагогического всеобуча проведены тематические родительские собрания «Адаптация пятиклассников», «Дети и интернет», «Актуальные вопросы воспитания», организовано взаимодействие с родителями по проблемам воспитания

Совместное планирование деятельности классного коллектива происходит на первом организационном родительском собрании и классном часе. Традиционные классные дела — День рождения класса ,Новогодний праздник, Масленница организуются и проводятся с участием большинства родителей, а также бабушек, дедушек , братьев и сестёр. Это — очень важный показатель нацеленности родителей и детей на совместную деятельность. В традиционных спортивных мероприятиях ( лыжные походы в Сормовский парк, катание на коньках) так же принимают участие целые семьи. Это позволяет создать условия для сплочения коллектива класса, формирует позитивное отношение детей и родителей к совместной деятельности.

Важную роль играют родители и при подготовке класса к общешкольным, районным мероприятиям. Так, подготовкой к литературному фестивалю занималась Дудкина И.Б. При сборе материала и выполнении домашних заданий к районной краеведческой игре «На берегах Волги» участники получали помощь и советы родителей.

Умение устанавливать и развивать социальные связи в современном мире является одной из ведущих компетенций, поэтому организация деятельности в этом направлении так же оказалась очень важной и интересной.

Использовался потенциал родного города — были организованы и проведены экскурсии на завод «Сокол», «Кондитерскую фабрику им. 1 мая», выставочный комплекс Арсенал, музей художественных промыслов, интерактивный музей Солнечный ветер. В выборе экскурсий активное участие приняти дети, сформулировав на первом классном часе основные направления деятельности классного коллектива.

Началом коллективного изучения родного города стала прогулка по Большой Покровской улице и площади Минина с посещением трех музеев.

Интересным опытом стала организация силами родителей исторического путешествия — квеста по улицам Нижнего Новгорода. Квест был организован как заключительное событие в конце учебного года. В ходе квеста команды учеников прошли по одной из старейших улиц города — Черниговской, узнали её историю и историю Ромодановского вокзала, получили задание найти с помощью карт интересные с архитектурной и исторической точки зрения постройки на маршруте Похвалинский съезд — Нижегородская — Ильинская — Малая Покровская улицы — площадь Горького.

В продолжении историко — краеведческой темы планируется организовать изучение исторических и культурных памятников на улицах Верхневолжская и Нижневолжская набережная, в Сормове и т.д.

Важной составляющей деятельностного метода является направленность на результат — деятельность должна приносить пользу не только участникам, но и социуму. Настоящим социальным проектом стала постройка силами учеников и родителей снежной горки во дворе близлежащего к лицею дома в зимние каникулы. В продолжении такого вида деятельности классный коллектив стал участником районной акции «Спасем малые реки». Экологический десант очистил от мусора берега водоема, расположенного вблизи лицея.

Используя потенциал учреждений культуры в районе, ученики класса приняли активное участие в библиотечных сумерках, организованных библиотекой им. Горького, посетили спектакли Камерного театра им. Степанова, ТЮЗа.

Жизнедеятельность коллектива отражается путем ведения фотолетописи (на страничке класса), организации мониторинга, работы с портфолио и классным уголком

Цель дальнейшей деятельности с классным коллективом:

Создание условий для развития коммуникативных способностей детей, самостоятельности и самоорганизованности; формирование уважительного отношения к мнению другого

Задачи, которые позволят достичь этой цели :

  1. развивать мотивацию к учебной деятельности;

  2. продолжить психолого-педагогическое диагностирование с целью коррекции направлений и форм работы воспитательной деятельности в классе;

  3. организовать творческую и коммуникативную деятельность учащихся, способствующую самопознанию и саморегуляции в учебной и внеклассной деятельности

  4. развивать сотрудничество с родителями учащихся посредством включения их в организационный и воспитательный процесс в классе.

Литература

1.Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.

2.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред.. – М., 2000.

5. Сухов В.П. «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа,2004

6. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/