Портфолио ученика

Система работы с портфолио школьника

как основа профориентационной работы

с классным коллективом

Портфолио — досье, собрание достижение, в широком смысле этого слова — способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников.

Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов 20 столетия в США. В современной российской школе портфолио все чаще становиться альтернативным способом измерения успешности ученика или используется наряду с традиционной пятибальной оценочной системой.

При использовании портфолио педагогом в работе с классным коллективом основной целью становиться помощь учащимся в развитии их способности анализировать собственную деятельность, проявлять инициативу для достижения собственного прогресса.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности — учебной, творческой, социальной, коммуникативной, других — и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию, что делает его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных и внеучебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и, в дальнейшем, — профильного обучения.

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение — основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни.Осознание своего места в будущем, своей жизненной перспективы Л.И. Божович считала центральным моментом психического и личностного развития в старшем школьном возрасте. Как отмечает отечественный психолог В.А. Янчук , именно приобретение профессии на современном этапе развития общества является залогом успешной социализации личности.

Однако, сегодня многие выпускники средней школы не могут определиться с выбором дальнейших форм обучения, часто не готовы внятно объяснить даже самим себе, как они видят себя в будущей профессии, имеют о ней приблизительное, смутное представление. Кроме того, молодые люди не могут оценить соответствие будущей профессии своим личностным потребностям и возможностям, часто ориентируются на случайный выбор. Необходимо указать и на тот факт, что в современном мире идет быстрая смена профессий, к которой многие оказываются не готовы. Всего этого можно избежать, если познакомить учеников с инструментарием выбора профессии, направления деятельности, которое подходит конкретной личности.

Особенности выбора профессии во многом зависят от мотивации и направленности личности, поэтому создание условий для формирования и оценки, осознания этих характеристик учеником — основа профориентационной работы в школе.

Сталкиваясь с проблемой необходимости самоопределения профессиональной направленности своими воспитанниками уже на рубеже седьмого класса ( в физико — математическом лицее № 82 восьмые классы формируются по принципу профильной ориентации: физико -математические, экономико — математические) я как классный руководитель решила организовать систему работы учеников с портфолио. В рамках этой работы особенно интересными и актуальными оказались следующие направления:

  • самопознание и саморазвитие

  • развитие мотивации к личностному росту

  • развитие личностных качеств

  • развитие эффективной коммуникации

При работе с портфолио важным становиться смещение акцента на то, что учащийся знает и умеет; интеграция качественной и колличественной оценки; почти полная замена оценки самооценкой.

Портфолио сопровождает учащихся в течение всего обучения. В начальной школе были накоплены разнообразные материалы, которые после перехода в среднее звено остались в семьях учеников. Этими материалами дети могут пользоваться при работе с портфолио ученика средней школы.

Портфолио используется и для связи с родителями учеников — дети могут получать задания оформить страницу совместно с родителями, другими членами семьи; на родительских собраниях в рамках педагогического всеобуча родители знакомяться с работами детей.

В портфолио отражается положительная динамика достижений ученика:

-графики и схемы ( например, успеваемости)

-заполненные учащимися анкеты

-самооценка

-постановка и обоснование собственных целей деятельности

-образцы изобразительного творчества

-грамоты, дипломы, знаки отличий…

-фотографии мероприятий, в которых школьник участвовал

Наполнение портфолио представляет из себя сочетание индивидуальной, групповой и коллективной форм работы — несмотря на то, что каждый ученик работает над своим портфолио, обсуждение формы и содержания отдельных страниц может проходить как в малых группах, так и всем коллективом.

Главным достоинством работы с портфолио я считаю системность, возможность в рамках классных часов затронуть широкий круг проблем, связанных с формированием самопознания и самооценки личности ученика, накопить материал для анализа своей деятельности.

Работа с портфолио предполагает тесное сотрудничество с психологической службой лицея — психологические исследования, традиционно проводимые в конце начальной и в средней школе становятся составной частью портфолио и материалом для анализа для детей, их родителей и классного руководителя.

В пятом классе при работе с портфолио поведена работа по развитию навыков рефлексивной и оценочной деятельности, экспресс — диагностика ( типы мотивации), формирование умения ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность, диагностика интересов, потребностей и склонностей детей. Велась работа по обеспечению официальными документами и творческими материалами, подтверждающими уровень достижений ребенка в различных видах деятельности.

В шестом классе работа с портфолио предполагает организацию работы по направлениям:

Я — успешный ученик

Я и моя семья

Я — здоровый человек

Я -друг

Я — житель моего города

Я — культурный человек

Я — гражданин России

Логично предположить, что работа в этих направлениях может быть расширена проведением тематических классных часов, родительских собраний, экскурсий и стать основой всей воспитательной системы в классном коллективе.

Опыт моей работы со старшеклассниками позволил уделить большее внимание именно профориентационной составляющей в рамках системы классных часов и работы с портфолио.

Так, девятиклассники ( 2008/2009 учебный год) работали с дневником профессионального самоопределения старшеклассника (Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю.Просихина.-М.: Глобус,2007), элементами элективного курса по профориентационной направленности «Человек и профессия» ( Л.Н. Бобровская,, О.Ю.Просихина, Е.А. Сапрыкина .-М.: Глобус,2007) Анкеты и творческие задания, предложенные в рамках работы с данными источниками, стали составной частью портфолио старшеклассников и материалом для анализа для родителей, классного руководителя и учеников.

Опыт работы с портфолио был представлен мною на районном семинаре